Образовательные стандарты

Федеральный_закон_от_29_декабря_2012_г._N_273-ФЗ_'Об_образов
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
Письмо Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08-10 "О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
План-действий-по-обеспечению-введения-ФГОС-ДО
письмо-Минобрнауки-от-28.02.2014-№-08-249-ФГОС-ДО
Письмо-Рособрнадзора-от-07-февраля-2014-года

 

ФГОС ДО. Что это такое?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования (ФГОС ДО) - (англ. standart) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». ФГОС ДО создан впервые в российской истории, утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  № 1155 и введён в действие с 1 января 2014 года. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, Законодательства РФ, Конвенции ООН о правах ребёнка

ФГОС ДО - это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:

  •  расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
  •  обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
  • приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
  • реализации вариативных образовательных программ;
  • соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Обучение и воспитание дошкольников в ДОУ осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования. ФГОС ДО- это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы.

Результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики.

На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации в дошкольном образовании.

    Ребёнка ценят, а не оценивают!
Дошкольное детство не призвано к школе, к развитию знаний, умений, навыков!
Самоценность детства! Значимо то, что происходит с ребенком сейчас, а не подготовка к следующему периоду!
Содействие и сотрудничество ребенка - активного деятеля и взрослого!
В ФГОС ДО - главное не результат, а условия!
ФГОС ДО направлен на образование и развитие ребенка, через игру и другую понятную, доступную детям деятельность.
ФГОС ДО ориентирует на сохранение здоровья, обеспечение безопасности и воспитание здорового образа жизни ребенка.

Обеспечит ли стандарт дошкольного образования одинаковую для всех подготовку к первому классу?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста предлагаются виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». Дети всегда были и будут разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры.